Венецианское кружево

Венецианское кружево


вид плетения

Венецианское кружево благодаря своему богатому рисунку и тонкости исполнения прославилось далеко за пределами Венеции уже в пятнадцатом веке. В настоящее время дизайнеры пытаются воссоздать соседство роскошного шелка и нежного кружева путем дополнения к основным портьерам тюлевых занавесок. Сегодня ажурная ткань – это всего лишь текстильный элемент для декорирования интерьера, из него можно сделать красивую скатерть или стильную штору. Но в далеком прошлом люди совершенно по-другому относились к изящным рукотворным кружевам, которые считались произведением искусства. В Венеции тончайшим полотном восхищались не меньше, чем драгоценными самоцветами, как будто перчатки и камзолы придворных, перевязь оружия и платья благородных дам покрывало золото, а не ажурные льняные нити.

Увлечение вышиванием предшествовало искусству производства кружев с помощью иглы. Край изделия завершался нашитыми сверху стежков зубчиками. Стоит отметить, что зубчатый край не располагался на тканевой основе: мастерицы создавали узоры практически из ничего – они обвивали нитями ранее появившиеся петельки и узелки, соединяли их между собой и возвращались в первоначальное положение. Новый прием так и назвали - «стежки в воздухе». И если поначалу узор ажурных зубцов был более чем скромным, то со временем он сильно видоизменился, мастерицы придумывали все новые и новые витиеватые узоры, плели их по рисункам, соединяя тончайшими нитями заполненные узелками части кружева. Чтобы придать изгибам, цветкам или причудливым завитушкам большей рельефности, мастерицы вшивали конский волос по контуру узора, который обшивался с особой тщательностью, все промежутки соединялись тонкой паутинкой многочисленных переплетений.

Кружево называлось венецианским, однако плелось не только в Венеции, но и в ближайших городках и деревушках, мастерицы пытались подражать Бельгии, Франции, Испании, Германии и Швейцарии, а позже и России. Высокая стоимость кружева полностью соответствовала высокохудожественному исполнению. Венецианские кружева очень любила знать, этому способствовали модные веяния на пышные воротники одежды «фрез» и широкие кружевные манжеты. Заметив, что отток средств заграницу превышает все лимиты, монархи попытались запретить покупку венецианских кружев, но этот запрет не имел успеха. Кружева ввозились с помощью контрабанды и очень быстро раскупались. Такой факт не мог не стимулировать венецианских мастериц к совершенствованию своего мастерства.

В шестнадцатом столетии Венеция производила множество различных сортов шитого и плетеного кружева, которые отличались техникой исполнения, способом плетения сетки орнаментом и тем, как завершалось изделие. Каждой из разновидностей было присвоено свое поэтическое имя. Известные художники тех времен тоже не сидели без дела, они участвовали в кружевном искусстве, создавая эскизы для кружевниц. Через некоторое время были собраны целые сборники изящных узоров штучных и мерных кружев. К характерным для венецианского кружева орнаментам можно отнести флористические гирлянды, витые листья и побеги, которые соединены друг с другом тончайшими связками. В семнадцатом веке особой популярностью пользовались рельефные рисунки по сетчатому полю и краям изделия, которые были выполнены петельным швом. Развитие мастерства по производству венецианского кружева можно заметить и в усложнении рисунка, и в усовершенствовании самой техники производства. Кружевной узор стал более динамичным, мастерицы изображали лилии, цветки граната и дополняли их причудливыми завитками. Подобные узоры сегодня мы можем увидеть на полотне тюлевых занавесок. Через некоторое время в моду вошел рисунок пико и орнамент, который содержал россыпь мелких листьев и цветов.